Вместе с бурным ростом онлайн-торговли, увеличивается и количество жалоб на площадки со стороны покупателей. Об этом, среди прочего, говорит исследование, проведенное Институтом развития предпринимательства и экономики.
«Вести Тверь» продолжают рубрику «Отвечает юрист». Вопрос о том, как защитить свои права, делая покупку на маркетплейсах, мы адресовали кандидату юридических наук, доценту кафедры судебной власти и правоохранительной деятельности ТвГУ Ирине Крусс.
- Что делать, если товар оказался бракованным?
Продажа товаров с использованием электронных площадок подчиняется законодательным правилам, которые маркетплейсы должны соблюдать. Если вы обнаружили брак в товаре, то вправе предъявить одно из следующих требований:
- замена на товар этой же марки (модели, артикула);
-
замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-
соразмерное уменьшение покупной цены;
-
безвозмездное устранение недостатков товара;
-
отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы.
Чтобы не возникло вопросов относительно честности покупателя, вскрывать товар в пункте выдачи необходимо под камерой и рядом с работником.
- Можно ли отказаться от товара, который не подлежит возврату?
От товара, купленного на маркетплейсе, можно отказаться и тогда, когда он формально не подлежит возврату, например, если вы приобретаете косметику, медицинские товары и др. Это связано с тем, что при оформлении заказа покупатель знакомится лишь с карточкой товара и при получении может быть разочарован его внешним видом. Вернуть покупку можно в течение 7 дней.
А если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата товара, срок увеличивается до трех месяцев.
Маркетплейсы обычно имеют формы обратной связи и горячие линии, по которым можно обратиться, в том числе для возврата товара или по причине того, что прислали не тот товар, который заказывали.
- Платный отказ от товара – это законно?
По поводу платного отказа от товара, на который жалуются покупатели, – это действительно право онлайн-площадки, так как необходимо компенсировать расходы на доставку несостоявшейся покупки обратно продавцу. Но если пришел товар ненадлежащего качества, то с покупателя не должны взимать дополнительную плату.
Добавлю еще один важный момент, на маркетплейсах большая проблема заключается в надлежащей идентификации пользователей. За каждой учетной записью должен регистрироваться определённый человек, а может зарегистрироваться другой или несколько людей, или мошенники, которые будут совершать неправомерные действия.
Никогда не предоставляйте доступ к своему личному кабинету третьим лицам. Зачастую мошенники делают рассылки в социальных сетях, мессенджерах, на электронную почту с информацией об акциях (скидках) от лица маркетплейса. Для оплаты товара высылаются ссылки на поддельные сайты. Рекомендуется не переходить по указанным ссылкам.
Фото: Вести Тверь, ТвГУ
Источник: https://vesti-tver.ru/dailynews/